...

Проверка и замена тормозной жидкости

Тормозная система — это одна из ключевых составляющих безопасности автомобиля. Водитель всегда должен быть уверен, что автомобиль своевременно и полностью остановится в необходимый момент. Немаловажную роль в эффективно в работе системы играет состояние тормозной жидкости. Со временем она теряет свои первоначальные свойства, что может привести к снижению эффективности тормозов и даже к опасным ситуациям на дороге. Понимание процессов проверки и своевременной замены тормозной жидкости поможет водителям продлить срок службы тормозных механизмов и сохранить собственную безопасность.

Зачем нужна тормозная жидкость

Тормозная жидкость служит для передачи усилия от педали тормоза к колесам автомобиля через гидравлическую систему. Она должна обладать стабильными характеристиками при различных температурах, низкой сжимаемостью и высокой точкой кипения. Важно, чтобы она не разъедала металлические и резиновые элементы системы.

Со временем тормозная жидкость впитывает влагу из атмосферы, даже если система герметична. Из-за этого понижается температура ее кипения. При интенсивном торможении жидкость может закипеть, в системе образуются газовые пузырьки, и педаль «проваливается». Это вызывает резкое снижение эффективности тормозов — вплоть до полного отказа.

Признаки необходимости проверки или замены

Опытный водитель может по ряду признаков определить, что с тормозной жидкостью что-то не так. Самый распространенный из сигналов — «мягкая» или проваливающаяся педаль тормоза, а также увеличение тормозного пути.

Также стоит задуматься о проверке, если не помните, когда в последний раз производили замену жидкости, или же заметили помутнение, потемнение или осадок внутри бачка гидропривода. Иногда появляется посторонний запах или постукивание при торможении.

Основные признаки устаревшей или загрязненной жидкости

  • Потемнение или мутность жидкости в бачке
  • Появление видимых осадков
  • Потеря прозрачности и резкого запаха
  • Увеличение хода педали тормоза
  • Появление пузырьков или пены при торможении

Периодичность замены по регламенту

Разные производители автомобилей могут предлагать собственные интервалы по замене тормозной жидкости — от 30 до 60 тысяч километров или от 2 до 5 лет эксплуатации. Но вне зависимости от рекомендаций, если вы заметили вышеуказанные признаки или часто эксплуатируете авто в тяжелых условиях, жидкость стоит заменить раньше.

Отслеживание реального состояния жидкости важнее простого следования регламенту. Исключение составляют только новейшие автомобили с электронным мониторингом ее состояния.

Как проверить состояние тормозной жидкости

Проверка тормозной жидкости — процедура несложная и может быть выполнена как самостоятельно, так и в сервисном центре. Основная задача — определить уровень и физические свойства жидкости, а также измерить процент влаги, если есть специальные тестеры.

Проверка должна входить в список регулярных работ по обслуживанию автомобиля. Особенно это актуально перед дальними поездками или после интенсивной эксплуатации, когда нагрузка на тормозную систему увеличивается многократно.

Пошаговая инструкция проверки

  1. Откройте капот и найдите расширительный бачок тормозной жидкости. Обычно он расположен ближе к водителю на перегородке моторного отсека.
  2. Проверьте уровень жидкости: он должен быть между метками «MIN» и «MAX» на бачке. Если уровень ниже, стоит найти причину (утечка, износ тормозных колодок).
  3. Оцените внешний вид. Жидкость должна быть прозрачной, светло-желтой (или зеленоватой/голубой — зависит от типа).
  4. При наличии тестера проверьте влагосодержание (допустимо до 2%, при превышении нужно заменить жидкость).

Таблица: параметры для оценки состояния

Параметр Норма Требует замены
Цвет жидкости Светлая, прозрачная Темная, мутная
Влажность < 2% > 2%
Уровень Между MIN и MAX Ниже MIN / часто уходит

Процесс замены тормозной жидкости

Замена жидкости требует аккуратности и соблюдения техники безопасности, поскольку тормозная жидкость является агрессивным химикатом и способна повредить лакокрасочное покрытие автомобиля и резиновые детали. В зависимости от модели возможны нюансы, но общий алгоритм схож для большинства машин.

Жидкость рекомендовано менять по диагонали: первый контур — правое заднее колесо и левое переднее, второй — левое заднее и правое переднее. Таким образом, обеспечивается наибольший «проток» по системе и эффективное удаление старой жидкости.

Необходимые инструменты и материалы

  • Новая тормозная жидкость подходящего типа (DOT-3, DOT-4, DOT-5.1 и т.д.)
  • Герметичная тара для слива старой жидкости
  • Ключи для откручивания штуцеров прокачки
  • Чистая ветошь
  • Резиновый шланг, подходящий по диаметру к штуцерам прокачки
  • Помощник (или вакуумный насос для прокачки)

Этапы замены

  1. Установить автомобиль на ровной площадке, открыть капот и снять крышку с расширительного бачка.
  2. Откачать старую жидкость из бачка максимально аккуратно, чтобы избежать попадания грязи внутрь.
  3. Залить свежую жидкость до отметки «MAX».
  4. Начать прокачку тормозной системы с самого дальнего от главного цилиндра колеса:
    • Открутить штуцер прокачки, надеть на него шланг, второй конец опустить в емкость.
    • Попросить помощника несколько раз нажать на педаль тормоза, затем зафиксировать ее в нажатом положении.
    • Открыть штуцер, дождаться выхода воздуха и старой жидкости, потом закрыть.
    • Повторять до тех пор, пока из штуцера не потечет «чистая» новая жидкость без пузырей.
  5. Повторить операцию для остальных колес, аккуратно следя, чтобы уровень жидкости в бачке не опускался ниже допустимого.
  6. Проверить уровень тормозной жидкости после окончания работ, закрыть все крышки и прокачные штуцеры.

Важные советы

  • Всегда используйте только тот тип тормозной жидкости, который предписан производителем вашего автомобиля.
  • Не смешивайте различные классы тормозных жидкостей, если это не предусмотрено (например, DOT-3 и DOT-4 совместимы, DOT-5 нет).
  • Избегайте попадания тормозной жидкости на окрашенные поверхности автомобиля и на кожу.
  • Соблюдайте экологические нормы утилизации старой жидкости.

Возможные ошибки и последствия игнорирования процедуры

Отказ от проверки и замены тормозной жидкости приводит к значительному снижению эффективности торможения. Помимо увеличения тормозного пути, есть риск полного отказа тормозной системы из-за образования паровых пробок при закипании влаги в жидкости.

Часто при несвоевременной замене возникают коррозионные процессы в цилиндрах, что приводит к дорогостоящему ремонту. Появление пузырей воздуха в системе может спровоцировать «размазывание» тормозного усилия и увеличит риск аварии. Халатное отношение к состоянию тормозной жидкости — прямая угроза безопасности водителя и окружающих.

Заключение

Тормозная жидкость, несмотря на свою относительную незаметность в повседневной эксплуатации, напрямую влияет на стандарт безопасности автомобиля. Регулярная проверка уровня и состояния, а также своевременная полная замена по регламенту — это вклад не только в надежную работу машины, но и в сохранение жизни и здоровья всех участников дорожного движения. Следуйте простым рекомендациям и не откладывайте обслуживание тормозной системы, чтобы быть уверенным за рулем в любой ситуации.

Оцените статью
Pronivu